Резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды

Резолюция

IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды

Москва,                                                                          2-4 декабря 2013 г.

 

2-4 декабря 2013 года в Москве состоялся IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды. В работе съезда приняли участие свыше 3 тысяч представителей федерального, регионального и муниципального уровней власти, международных организаций, общественных, научных и образовательных организаций, крупных компаний-природопользователей.

В России за период, истекший после III Съезда, темпы роста объемов выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ и образования отходов в целом отставали от темпов роста валового внутреннего продукта, но вместе с тем уровни негативного воздействия остаются высокими.

Примерно на 15 процентах территории Российской Федерации, где сконцентрировано 60 процентов населения и производится основная часть ВВП, качество окружающей среды является неудовлетворительным. В городах, где проживает порядка 55 млн человек (53 процента городского населения России), степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая. Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса, Северного Кавказа.

Наблюдался значительный рост образования отходов, при этом всё меньше отходов утилизировалось и обезвреживалось. Более 14,7 тысяч санкционированных мест размещения отходов занимают территорию общей площадью порядка 4 млн гектаров. Под размещение отходов ежегодно выделяется около 400 тыс. гектаров земли. В результате прошлой хозяйственной деятельности накоплено 31,6 млрд тонн отходов производства и потребления. Постоянно выявляются и ликвидируются свалки. Возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.

В результате загрязнения окружающей среды формируются существенные потери здоровья населения страны в виде дополнительных случаев смерти и заболеваний, а также сокращения ожидаемой продолжительности жизни. В целом груз болезней населения в России оценивается в размере 18,9% ВВП, при этом на долю экологических факторов приходится одна треть общего бремени болезней населения в возрасте 0‒19 лет и порядка 20‒25% болезней всего населения.

В период с 2003 по 2008 годы наблюдалось ослабление регулирования в природоохранной сфере по ряду направлений, например в области государственного экологического надзора, государственной экологической экспертизы, государственного экологического мониторинга. Сокращаются удельные расходы на охрану окружающей среды (снижение показателя, характеризующего отношение учитываемых природоохранных затрат к ВВП страны, с 1,3% в 2003 году до 0,7% в 2012 году (1) при обратной тенденции в наиболее экономически развитых странах – с 2,0% до 2,25% (2)).

Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства ограничивает развитие экологического сектора экономики, снижает конкурентные преимущества российской экономики.

Следует отметить и ряд положительных моментов.

Свыше 60% территории России остаются фактически не затронутыми антропогенным воздействием. Обладая территориями, сохранившими естественную биопродуктивность и биоразнообразие, Российская Федерация играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы. 

Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Приняты Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Климатическая доктрина Российской Федерации, Стратегия деятельности в области гидрометеорологии на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), Концепция развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.

Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования сосредоточено в системе органов власти Минприроды России.

Совершенствовалось и природоохранное законодательство, в том числе в части разграничения федеральных и региональных полномочий. Приняты новые федеральные законы, направленные на повышение эффективности государственного экологического надзора, государственного экологического мониторинга, охраны морской среды. На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся законопроекты, направленные на изменение системы экологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования модернизации производств, развитие сферы обращения с отходами производства и потребления, совершенствование организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Экологические проблемы России взаимосвязаны с глобальными проблемами окружающей среды. Вхождение России во Всемирную торговую организацию, присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития, ратификация системы международных договоров и присоединение к ней накладывают дополнительную ответственность и масштабные обязательства.

Главными задачами на современном этапе являются повышение эффективности государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, внедрение принципов «зеленой» экономики в свете решений Конференции ООН «Рио+20» в 2012 году, а также реализация Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. 

  1. Экологическая политика

1.1. Съезд считает, что последовательная реализация Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года обеспечит благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность страны при модернизации экономики и в процессе инновационного развития. Основными задачами устойчивого развития на современном этапе являются:

- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- обеспечение охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов,

- восстановление нарушенных естественных экологических систем и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

- развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 

- совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

- формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания, образования и просвещения;

- обеспечение участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с управлением природными ресурсами, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- доведение объемов бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды до 0,5 процента ВВП в целях перехода к экологически эффективному развитию. 

  1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности

2.1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;

№ 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»;

№ 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2.2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации

2.2.1. Обеспечить реализацию мер, необходимых для ратификации:

- Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус,1998 г.),

- Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.) и Протокола по стратегической экологической оценке (Киев, 2003 г.) к указанной Конвенции,

- Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1979 г.),

- Европейской конвенции о ландшафтах (Флоренция, 2000 г.);

- внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

- внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью;

- внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий дифференциацию составов нарушений и размеров соответствующих штрафов;

- совершенствование правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

- регулирование отношений в области экологического аудита.

2.2.2. Разработать федеральный закон «О государственном экологическом надзоре (контроле) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым обобщить и утвердить все виды надзора и контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, указав, что особенности осуществления отдельных видов надзора (контроля) определяются отраслевым законодательством;

2.3. Подготовить предложения по законодательному регулированию:

- обязательного экологического страхования;

- экологической безопасности автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации. 

  1. Обеспечение экологической безопасности населения Российской Федерации

3.1. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.

3.2. С позиций сохранения здоровья нации необходимы действия по следующим направлениям:

- гармонизация национальных правовых норм с наилучшими международными практиками в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

- дальнейшее совершенствование санитарного законодательства и его гармонизация с документами, правилами и требованиями Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития, Таможенного союза, Всемирной торговой организации;

- выполнение мероприятий федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации» на предстоящий период 2015‒2019 гг. в полном объеме;

- совершенствование межведомственного взаимодействия по обеспечению контроля качества окружающей среды и среды обитания человека, развитие селективных методов аналитических исследований, оптимизация контроля за источниками загрязнения и программ мониторинга состояния окружающей среды;

- развитие системы биологического мониторинга нагрузок на биоту и человека;

- развитие системы информирования органов государственной власти и лиц, принимающих решения, о рисках для здоровья населения, связанных с воздействием факторов окружающей среды, развитие системы прогнозирования и управления рисками. 

  1. Изменение климата и охрана озонового слоя Земли

4.1. Признавая важность мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к изменению климата, ‒ мер, способствующих обеспечению энергетической и продовольственной безопасности, оказывающих положительное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения, ‒ признавая также необходимость повышения уровня знаний населения и лиц, принимающих решения, о проблеме изменения климата и существующих подходах экологически ответственного образа жизни, рекомендуется:

4.1.2. Принять долгосрочную государственную программу научных исследований по проблеме изменения и сохранения климата на основе Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р.

4.1.3. Учитывать климатический фактор при разработке и реализации региональных стратегий и программ социально-экономического развития.

4.1.4. Активизировать работу:

- по экономической оценке средне- и долгосрочных рисков и вероятных потерь от изменения климата;

- по оценке затрат и выгод от реализации мер контроля за выбросами парниковых газов;

- по созданию и практической апробации экономических механизмов стимулирования сокращения выбросов парниковых газов, учитывая положительный и отрицательный опыт зарубежных стран.

4.2. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу и РКИК ООН (в части регулирования выбросов парниковых фторсодержащих газов) рекомендуется:

- обеспечить применение природных хладагентов и аммиака при переводе производства на озонобезопасные технологии;

- принять меры по разработке и совершенствованию стандартов «зеленых» технологий, повышению качества подготовки специалистов для работы с холодильной и климатической техникой, а также ввести систему сертификации специалистов в этой сфере деятельности. 

4.3. Укрепить участие российских ученых и экспертов в международном научном сотрудничестве по проблеме изменения климата и сохранения озонового слоя, в частности ‒ в рамках Межправительственной группы экспертов по изменению климата и вопросам, связанным с участием России в РКИК ООН, Монреальском протоколе, ИКАО и др. 

  1. Внедрение принципов «зеленой» экономики

5.1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о разработке концепции перехода Российской Федерации к «зелёной» экономике и плана действий по переходу Российской Федерации к «зелёной» экономике, направленной на увеличение прямых и сопряженных инвестиций в природоохранные технологии, сокращение и углубление переработки отходов, поддержку экологической активности бизнеса в отраслях нового технологического уклада, создание механизмов для введения и возрастания роли платежей за экосистемные услуги, создание условий для привлечения капитала на рынок экологических товаров и услуг, создание дополнительных «зеленых» рабочих мест, формирование новых инновационных отраслей экономики, обладающих потенциалом роста ВВП;

- включить «технологии экологического развития» в число основных направлений модернизации экономики и инновационного развития страны;

- вернуться к рассмотрению вопроса о создании экологических фондов.

5.2. При внедрении принципов «зеленой» экономики учитывать необходимость:

- разработки и внедрения комплекса мер по последовательному повышению объема природоохранных затрат в секторах экономики и бюджетах всех уровней, нацеленных на внедрение природоохранных технологий, сокращение образования и углубление переработки отходов, поддержку экологической активности бизнеса в отраслях нового технологического уклада;

- переориентации методов государственного регулирования экологической ответственности, существующих сегодня в основном в форме денежных санкций, применяемых к нарушителям, на предотвращение и устранение негативного экологического воздействия в процессе жизненного цикла продукции и реально наносимых экологических ущербов, а также на стимулирование технологической модернизации путем постепенного внедрения принципов наилучших доступных технологий, экологизации государственных закупок, развитие механизмов экологического страхования;

- законодательного обеспечения совершенствования действующей системы платы за негативное воздействие на окружающую среду путем последовательного повышения данных платежей, а также целевого расходования средств;

- введения платы за выбросы всех парниковых газов;

- совершенствования экологического статистического учета, обратив внимание на повышение полноты и качества учета природоохранных инвестиций и иных издержек на микро- и макроуровнях, развитие, дополнение и корректировку федеральных и ведомственных статистических наблюдений, а также внедрение международных стандартов в области Системы национальных счетов и сопряженной с ней Системы эколого-экономического учета;

- расширения возможности доступа российских компаний, организаций и специалистов к наилучшим технологиям и прогрессивным организационно-финансовым механизмам, в частности за счет включения экологической составляющей в состав российской программы содействия международному развитию;

- разработки мер, направленных на обеспечение строительства экологически безопасных, энергоэффективных и ресурсосберегающих зданий;

- создания системы регулирования, поощряющей долгосрочные инвестиции, а также подготовку комплексной отчетности об устойчивом развитии и достигнутом прогрессе в применении критериев ESG в целях формирования рынка зеленых инвестиционных проектов в России;

- стимулирования российских банков, в первую очередь государственных, на внедрение международных правил выдачи кредитов и разработку «зеленых» финансовых продуктов.

5.3. Целесообразно создание фонда прямых инвестиций в акционерный капитал проектов с высокой экологической составляющей, в частности на базе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

5.4. Учитывая значительный потенциал экологического туризма, рекомендовать Минкультуры России и Ростуризму с участием Минприроды России разработать национальную стратегию развития экологического (познавательного) и сельского туризма.

5.5. Для стимулирования и поддержки инвестиций в экологически ответственные предприятия и компании целесообразно учреждение государственного рейтингового агентства в сфере устойчивого развития и «зеленых» инвестиций с последующей разработкой Индекса устойчивого развития корпоративного сектора Российской Федерации.

5.6. Содействовать развитию систем добровольной экологической сертификации. 

  1. Экорейтинги и индексы как показатели устойчивого развития

Минприроды России, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- поддерживать и развивать практику составления национальных, региональных и тематических рейтингов, рэнкингов и индексов в сфере охраны окружающей среды и «зеленой» экономики;

- обеспечить участие городов с численностью населения свыше 100 тыс. чел в экологических рейтингах;

- разработать и внедрить методику экологических рейтингов промышленных предприятий, обеспечивающих корректную оценку уровня воздействия на окружающую среду, и управленческих практик ‒ с учетом отраслевых особенностей и масштаба предприятий;

- дополнить критерии оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления экологическими показателями, включая показатели, отражающие наличие систем утилизации и обезвреживания отходов. 

  1. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

7.1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

7.1.1. Ускорить принятие Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации до 2030 года.

7.1.2. Разработать и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:

а) о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные законодательные акты изменений, направленных на:

- установление возможности осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования в труднодоступных и отдаленных местностях в отсутствие понятых;

- наделение полномочиями в части осуществления производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

- установление административной ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан за предоставление интернет-ресурсов и средств массовой информации для размещения объявлений о продаже редких видов животных и их дериватов, а также за размещение подобных объявлений;

- развитие института общественных инспекторов по охране окружающей среды, включая наделение общественных инспекторов полномочиями в части осуществления производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением рассмотрения дел);

б) федерального закона, регулирующего вопросы сохранения и использования объектов Всемирного природного наследия на территории Российской Федерации;

в) о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений, уточняющих особенности правового статуса расположенных на территории России биосферных резерватов ЮНЕСКО и водно-болотных угодий международного значения;

г) о внесении в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательность проведения публичных слушаний по проектам строительства на территории зеленых зон.

7.1.3. Обеспечить актуализацию действующего Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года в части создания новых государственных природных заповедников, национальных парков и федеральных заказников, в первую очередь в Арктическом регионе.

7.1.4. Принять меры по увеличению оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми территориями федерального значения.

7.1.5. Принять неотложные меры по спасению и восстановлению популяции сайгака.

7.2. Минприроды России:

7.2.1. Обеспечить разработку обновленных Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия в Российской Федерации, предусмотрев проработку задач по формированию системы мониторинга биологического разнообразия и экономической оценки экосистемных услуг и включению стоимости природного капитала в систему национальных счетов.

7.2.2. Ускорить принятие обновленной Стратегии сохранения снежного барса в Российской Федерации.

7.2.3. Разработать и принять Национальный план действий по защите птиц на объектах электросетевого хозяйства.

7.2.4. Разработать и утвердить критерии оценки эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий на основе выполнения ими функций поддержания биологического разнообразия и сохранения естественных природных процессов.

7.2.5. Разработать систему требований, правил и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в местах обитания редких видов крупных хищников, в том числе в части создания условий для экономического стимулирования деятельности охотничьих хозяйств, на территории которых обеспечивается сохранение редких видов крупных хищников.

7.2.6. Провести анализ существующих и потенциальных конфликтов между природоохранными и социально-экономическими приоритетами в границах объектов Всемирного природного наследия и водно-болотных угодий международного значения, разработать рекомендации по их разрешению.

7.2.7. Организовать активную популяризацию и пропаганду российских объектов Всемирного природного наследия.

7.3. Минсельхозу России совместно с Минэнерго России разработать и принять национальный план действий по обеспечению миграции рыб через гидротехнические сооружения.

7.4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

7.4.1. Утвердить либо своевременно пролонгировать перспективные схемы развития сети ООПТ регионального значения, обеспечивающие экологическую и ландшафтно-географическую целостность.

7.4.2. Обеспечить целевое финансирование мероприятий по сохранению и развитию сетей ООПТ регионального и местного значения за счет консолидированных бюджетов и внебюджетных источников.

7.4.3. Поддерживать инициативы органов местного самоуправления по организации ООПТ местного значения.

7.4.4. Развивать, обобщать и внедрять позитивный опыт государственного управления региональными системами ООПТ, в том числе в части создания и функционирования региональных дирекций ООПТ.

7.4.5. Обеспечить развитие и эффективное управление ООПТ регионального значения в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. 

  1. Охрана и устойчивое использование лесов

8.1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации

8.1.1. Обеспечить:

- приведение Лесного кодекса и других нормативных правовых актов в соответствие с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации;

- принятие поправок в лесное законодательство, устанавливающих запрет на промышленную заготовку древесины в защитных лесах;

- расширение полномочий субъектов Российской Федерации по выделению особо защитных участков леса.

8.1.2. Содействовать:

- формированию рынка экологической лесной продукции, природоохранных и экосистемных услуг в области леса, развитию биоэнергетики;

- многоцелевому использованию лесов, включая заготовку недревесных лесных ресурсов, а также развитие экотуризма.

8.1.3. Принять меры по увеличению оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов.

8.2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства обеспечить:

- своевременное исполнение поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 г., с привлечением профильных научных и общественных организаций;

- открытость оперативной информации о состоянии лесов, текущем и планируемом лесопользовании, о лесных пожарах, повреждении лесов вредными организмами и о других неблагоприятных факторах;

- обсуждение подходов к формированию национального лесного наследия Российской Федерации, то есть фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению;

- открытость обсуждения внесения изменений в государственную программу «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы» и разрабатываемых нормативных правовых актов в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. 

  1. Охрана и рациональное использование водных объектов

9.1. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов, заинтересованным органам исполнительной власти осуществлять работу по:

- дальнейшему развитию и совершенствованию институтов управления водным хозяйством с использованием современных информационных технологий;

- восстановлению, развитию и автоматизации гидрологической и гидрохимической наблюдательных сетей, улучшению их технического оснащения, разработке и внедрению современных методов прогнозирования, обеспечивающих повышение заблаговременности и оправдываемости прогнозов;

- завершению разработки и применения Схемы комплексного использования водных объектов как инструмента планирования;

- повышению эффективности и практической реализации НИОКР, выполняемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»;

- разработке методических основ экологической реабилитации водных объектов;

- подготовке предложений по гармонизации водного, земельного, градостроительного и природоохранного законодательства;

- законодательному регулированию ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за эффективность реализации региональных водоохранных и водохозяйственных программ;

- включению в программы всех уровней проектов инвентаризации малых рек для обеспечения оценки и прогнозов водных ресурсов территорий, разработки планов их адаптации к климатическим изменениям;

- системному решению вышеуказанных задач в рамках опытных полигонов с целью постоянного выявления общих и специфических закономерностей (научный мониторинг) и тенденций изменения водных ресурсов для экономии природного и экономического потенциала;

- социализации водоохранных зон и прибрежных полос;

- совершенствованию экономического стимулирования рационального водопользования.

9.2. В целях сохранения ресурсного потенциала и охраны подземных вод от загрязнения и истощения считать необходимым:

9.2.1. Разработку и принятие:

- нормативно-методических документов, регламентирующих изучение, охрану, ограничение загрязнения подземных вод;

- федеральной целевой программы «Управление опасными природными процессами на территории Российской Федерации»;

9.2.2. Создание специализированного прогнозно-аналитического Центра геоэкологических природных и природно-техногенных катастроф и бедствий. 

  1. Обращение с отходами производства и потребления и ликвидация накопленного экологического ущерба

10.1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

10.1.1. Принять дополнительные меры по разработке и реализации инвестиционных проектов экологически безопасного удаления бытовых отходов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, по развитию отраслей экономики в части внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

10.1.2. Ввести понижающие коэффициенты к плате за размещение отходов, а также зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования.

10.1.3. Утвердить федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы».

10.2. Поручить Минприроды России:

10.2.1. Обеспечить на регулярной основе участие в Рабочей группе по ресурсной продуктивности и отходам Организации экономического сотрудничества и развития, в рабочих и официальных органах Евразийской экономической комиссии и Таможенного союза.

10.2.2. Продолжить работу по совершенствованию законодательства, стимулирующего освоение «техногенных месторождений» в целях вовлечения в хозяйственный оборот отходов горнодобывающего и нефтедобывающего производств.

10.2.3. Продолжить реализацию пилотных проектов по ликвидации прошлого экологического вреда.

10.3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

10.3.1. Утвердить и регулярно обновлять:

- схемы территориального планирования в области обращения с отходами;

- генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов, включающие в том числе региональные и муниципальные схемы размещения пунктов приема, сортировки, переработки отходов;

- целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления, предусматривающие мероприятия по созданию соответствующих объектов, имея в виду приоритет сортировки, обезвреживания, утилизации перед захоронением отходов (в т. ч. бытовых отходов), а также инвентаризацию мест размещения отходов, строительство отвечающих природоохранным требованиям полигонов для размещения отходов, объектов утилизации;

- региональные кадастры отходов и нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов;

- дифференцированные тарифы на утилизацию (переработку и использование) отходов и на размещение отходов, предусматривающие включение затрат эксплуатирующих организаций на последующую обязательную рекультивацию объектов размещения отходов.

10.3.2. Обеспечить:

- формирование и ведение регионального информационного ресурса – электронной биржи вторичных ресурсов (отходов);

- выявление и оценку загрязнения объектов прошлого экологического вреда.

10.4. Рекомендовать хозяйствующим субъектам:

10.4.1. В соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях произвести инструментальную инвентаризацию используемого оборудования, содержащего вещества, относящиеся к СОЗ.

10.4.2. Внедрять передовые технологии, позволяющие утилизировать СОЗ-содержащее оборудование и материалы в соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

10.4.3. Рассмотреть возможность реализации проектов по ликвидации объектов прошлого экологического вреда, расположенных на территории или рядом с территорией действующих объектов хозяйственной деятельности, в случаях, когда виновник нанесения вреда не может быть установлен или не может быть привлечен к ответственности в связи со значительным сроком давности происшедшего.

10.4.4. Привлекать частные инвестиции для реализации мероприятий по разработке и апробации новых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, реализации пилотных инвестиционных проектов в сфере ликвидации прошлого экологического вреда, софинансирования проектов создания новых мощностей по переработке накопленных загрязнений. 

  1. Развитие институтов оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы

11.1. Минприроды России обеспечить совершенствование законодательства в области государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках гармонизации с требованиями международных договоров в области оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки, предусмотрев:

- исключение дублирования функций ГЭЭ и государственной экспертизы проектной документации, в том числе путем проведения ГЭЭ на более ранней стадии подготовки проектной документации;

- внесение изменений в определение термина «экологическая экспертиза», предусматривающих оценку в рамах экспертизы допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

- включение в перечень объектов ГЭЭ потенциально экологически опасных объектов, строительство которых может оказать значительное негативное воздействие на окружающую среду, привести к социально и экономически значимым последствиям;

- исключение объектов, при реализации которых не оказывается значительное воздействие на окружающую среду;

- введение института стратегической экологической оценки (СЭО);

- законодательное установление требований по проведению ОВОС, включая оценку трансграничного воздействия на окружающую среду;

- отмену проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание новых особо охраняемых природных территорий;

- совершенствование и оптимизацию процедуры проведения ГЭЭ и ОВОС, в том числе в целях устранения излишних административных барьеров, в частности, сокращение сроков процедур организации и проведения государственной экологической экспертизы и введение дифференцированного подхода к проведению ОВОС в зависимости от потенциала экологической опасности намечаемой деятельности;

- конкретизацию требований к внештатным экспертам (в части квалификации, опыта работы и др.);

- оптимизацию процедуры проведения общественных обсуждений в рамках процедуры ОВОС.

11.2. Росприроднадзору, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить повышение качества проводимых экспертиз.

  1. Совершенствование государственного экологического надзора

Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях усиления экологического надзора

12.1. Обеспечить разработку законодательной базы, направленной на:

12.1.1. Учет особенностей организации и проведения проверок при осуществлении государственного экологического надзора законодательством в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

12.1.2. Развитие механизмов муниципального экологического контроля (надзора).

12.1.3. Совершенствование механизма применения наказания в виде административного приостановления деятельности предприятия и мер обеспечения производства по делу об экологическом правонарушении в виде временного запрета деятельности путем формирования критериев причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

12.1.4. Наделение государственных инспекторов по охране природы Российской Федерации полномочием рассматривать дела об административных правонарушениях в части невыполнения обязанности по рекультивации земель.

12.1.5. Развитие системы общественного экологического контроля, предусмотрев:

- определение порядка организации и функционирования общественных инспекций;

- установление квалификационных требований к общественным инспекторам;

- установление прав и обязанностей общественных инспекторов в области охраны окружающей среды по участию в проводимых органами государственного экологического надзора проверках, в проведении рейдовых мероприятий и в патрулировании на особо охраняемых территориях;

- определение органа, уполномоченного на принятие нормативного правового акта, регулирующего отношения в области общественного экологического контроля.

12.1.6. Реализацию дифференцированного подхода к предприятиям, включая отказ от проведения проверок на объектах с минимальным воздействием на окружающую среду.

12.1.7. Регулирование вопросов создания порядка разработки и осуществления производственного экологического контроля, включая применение приборов непрерывного измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

12.1.8. Установление требований к государственному учету объектов негативного воздействия.

12.1.9. Оптимизацию распределения объектов надзора между федеральным и региональным уровнями.

12.2. Принять меры по:

- увеличению численности инспекторского состава Росприроднадзора и Росрыболовства;

- улучшению лабораторного и материально-технического обеспечения федерального государственного экологического надзора, в том числе в части финансирования строительства судов для обеспечения контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

- обеспечению увеличения оплаты труда работников федеральных государственных органов власти в сфере государственного экологического надзора. 

  1. Экологический мониторинг и информационное обеспечение охраны окружающей среды

13.1. Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти продолжить работу по созданию баз данных:

- подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;

- федерального фонда данных государственного экологического мониторинга.

13.2. Рекомендовать Росгидромету, Минфину России обеспечить:

- создание дополнительных станций наблюдения за состоянием окружающей среды, в первую очередь в районе расположения крупнейших промышленных предприятий и в Арктике;

- дистанционный экологический мониторинг городов с населением от 1 млн человек, крупных промышленных предприятий и районов добычи углеводородов.

13.3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

13.3.1. Продолжить работу по формированию и обеспечению функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации с созданием и эксплуатацией баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды.

13.3.2. Обеспечить принятие нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, направленных на:

- функционирование систем экологического мониторинга различного уровня как элемента обеспечения системы управления окружающей средой;

- разработку и внедрение системы экологических индикаторов, обеспечивающих свод данных экологического мониторинга и анализа экологической ситуации и по своему характеру, объему, территориальному охвату имеющих различную степень детализации и использования (федеральный, региональный, локальный).

13.4. При формировании современных систем экологического мониторинга обеспечить:

- оснащение их современными универсальными средствами измерений, в том числе автоматизированными;

- внедрение современных методов и методик биоиндикации и биотестирования;

- использование современных информационных технологий, обеспечивающих оперативность получения измерительной информации, ее обобщение и анализ.

13.5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять меры по увеличению оплаты труда работников ФГБУ, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней отраслях. 

  1. Развитие научных исследований в области охраны окружающей среды

Рекомендовать Минобрнауки России

14.1. При формировании государственных планов развития науки и техники и федеральных научно-технических программ считать приоритетными в области охраны окружающей среды следующие проблемы:

- прогнозирование и разработку мероприятий по снижению отрицательных последствий глобального и регионального изменений климата;

- прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;

- разработку нормативов допустимого воздействия на природные системы (популяции, виды, экологические сообщества, экосистемы), сохраняющих (поддерживающих) их жизнеобеспечивающие функции;

- разработку экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;

- анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработку соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;

- разработку методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции;

- создание технологий определения экологических рисков в целях развития системы управления качеством природной среды;

- разработку средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;

- изучение связи между заболеваниями людей и изменениями состояния окружающей среды.

14.2. Обеспечить развитие научных исследований живой природы (биоразнообразия), проблем ее сохранения и неистощительного использования (в том числе с участием Федерального агентства научных организаций), включив проекты по данной тематике в конкурсы, проводимые в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014‒2020 годы». 

  1. Экологическое образование и просвещение

15.1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять дополнительные меры по:

- повышению уровня экологической культуры населения, совершенствованию системы экологического образования, просвещения, воспитания, а также информирования населения о состоянии окружающей среды, в том числе с активным использованием средств массовой информации, проведением программ экологической тематики на российском телевидении;

- развитию правовой культуры в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

15.2. Рекомендовать Минобрнауки России:

15.2.1. Ввести:

- предмет «Экология» в качестве обязательного компонента программы среднего образования;

- дисциплину «Экология» в качестве базового компонента высшего образования;

- научную специальность «Экология» в укрупненную группу специальностей «Биологические науки».

15.2.2. Обеспечить:

- государственную поддержку системе дополнительного экологического образования;

- систему подготовки и переподготовки в ВУЗах специалистов в области государственного экологического надзора, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, управления водными ресурсами, экологического (познавательного) туризма.

15.2.3. Создать на базе имеющихся информационных ресурсов электронную экологическую библиотеку.

15.3. Считать необходимым развитие практики:

- размещения социальной рекламы экологической тематики,

- проведения ежегодных всероссийских экологических акций. 

  1. Экологическая составляющая корпоративной ответственности бизнеса

16.1. Признавая, что на современном этапе в Российской Федерации основной задачей является создание условий для снижения потребления ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, рекомендовать хозяйствующим субъектам:

- внедрять наилучшие доступные технологии;

- повышать прозрачность своей деятельности, раскрывая информацию о нефинансовых аспектах своей деятельности, включая вопросы охраны окружающей среды, на основе международно признанных стандартов нефинансовой отчетности;

- проводить независимое заверение нефинансовой отчетности, в особенности экологических показателей;

- внедрять добровольные стандарты передовой практики в области учета социальных и экологических вопросов при реализации проектов, включая «зеленые» стандарты проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости;

- крупным компаниям со значительным воздействием или рисками значительного воздействия на окружающую среду включить в корпоративную экологическую политику «флаговые» виды животных и/или растений, состояние и динамика численности которых будут рассматриваться как индикатор корпоративной экологической ответственности компаний в регионах их деятельности.

16.2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

- совершенствовать механизмы экономического стимулирования экологической ответственности бизнеса, некоммерческих организаций и граждан;

- содействовать развитию качества нефинансовой информации за счет развития институциональной структуры рынка и нормативной базы, направленной на ужесточение требований к профессиональным организациям, осуществляющим проверку нефинансовой отчетности, а также развитию качества статистической информации;

- через советы директоров госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием включать добровольные механизмы и стандарты экологической ответственности в экологические политики и политики корпоративных закупок, а также обеспечить их внедрение, регулярный мониторинг и контроль реализации корпоративных политик в области экологической ответственности самими компаниями, их контракторами и субконтракторами. 

  1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Рекомендовать уполномоченным федеральным органам исполнительной власти:

17.1. Обеспечить реализацию Концепции социального развития Союзного государства России и Белоруссии в части природоохранной деятельности. Конкретные направления работы и совместные мероприятия регулярно определять на объединенных заседаниях коллегий Минприроды России и Минприроды Беларуси. В 2014 году разработать проект совместной Программы по сохранению зубра и приступить к его реализации.

17.2. Развивать и диверсифицировать сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и Евросоюза в рамках действующих интеграционных объединений путем совершенствования и развития договорной базы природоохранного сотрудничества. Завершить в 2014 году подготовку к подписанию Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в рамках ЕврАзЭС и утвердить План реализации Основных направлений сотрудничества в области охраны окружающей среды. Активизировать работу по подготовке проекта Концепции сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-участников ШОС.

17.3. Оказывать всемерную поддержку деятельности и укреплять международный авторитет Межгосударственного экологического совета (МЭС СНГ), образованного при участии Исполкома СНГ; обеспечивать эффективное взаимодействие сторон в рамках отраслевых советов по геологии, лесным ресурсам, гидрометеорологии МЭС СНГ. Стремиться использовать потенциал МЭС СНГ для выработки единой согласованной позиции стран СНГ в рамках реализации многосторонних международных механизмов в сфере охраны окружающей среды, а также межправительственных и межведомственных соглашений, в первую очередь в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, геологии и недропользования, адаптации к климатическим изменениям.

17.4. Развивать и укреплять традиционное двустороннее сотрудничество стран-членов СНГ в целях содействия переходу национальных экономик на путь «зеленого» развития, привлечения к сотрудничеству в области инновационного «зеленого» развития общественности и неправительственных организаций, научных и деловых кругов, в том числе для развития государственно-частного партнерства в этой сфере, а также активизации взаимодействия сторон в области охраны окружающей среды, геологии и недропользования, совершенствования национального природоохранного законодательства, развития экотуризма.

17.5. Поддержать разработку и содействовать реализации Межгосударственной программы сотрудничества «Экосеть СНГ» с целью сохранения биоразнообразия на территории Содружества, особенно трансграничных экосистем и редких и исчезающих видов, а также развития методов устойчивого природопользования.

17.6. Обратить внимание на экологические аспекты проекта строительства ГЭС на р. Селенга в Монголии, обеспечивая выполнение Программы охраны озера Байкал.

17.7. Содействовать расширению сотрудничества в области охраны окружающей среды в Панъевропейском масштабе, улучшению координации и взаимодействия в области мониторинга биоразнообразия, интеграции задач сохранения природного капитала в политики секторов, обеспечения синергизма между многосторонними природоохранными соглашениями (конвенциями).

17.8. Приветствовать принятие Конвенции Минамата. Призвать страны СНГ присоединиться к этому глобальному соглашению по ртути. Провести в Российской Федерации разработку кадастра ртутных загрязнений для использования его результатов в оценке ситуации по обращению с ртутью, ее соединениями и отходами в каждом из субъектов Российской Федерации, а также разработку мероприятий по профилактике ртутного загрязнения окружающей среды и снижению его воздействия на здоровье населения и состояние экосистем.

17.9. Поддержать завершение работы и подписание всех протоколов Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря и налаживание сотрудничества прикаспийских государств в сфере защиты экологии Каспия.

17.10. В рамках выполнения решений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях разработать национальный план действий по выполнению положений конвенции, в котором предусмотреть возможность разработки межнациональной программы по организации и проведению экологического мониторинга стойких органических загрязняющих веществ (СОЗ) во внутренних водных объектах стран СНГ с целью оценки влияния СОЗ на качество водной среды, состояние водных экосистем и здоровье населения.

17.11. Поддержать принятую на Форуме Балтийского моря (5-6 апреля 2013 г., г.Санкт-Петербург) «Санкт-Петербургскую инициативу», как механизм государственно-частного партнерства, направленный на объединение усилий органов государственной власти, делового и научного сообщества, а также неправительственных организаций стран региона с целью развития трансграничного сотрудничества, экономически обоснованных действий и проектов на благо экологии региона Балтийского моря.

17.12. Поддержать проведение в 2014 году в России, Финляндии и Эстонии «Года Финского залива». 

IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды постановляет:

1. Опубликовать и распространить настоящую резолюцию и решения тематических секций съезда.

2. Одобрить Декларацию о внедрении принципов «зеленой» экономики в Российской Федерации (прилагается).

3. Предложить Правительству Российской Федерации

разработать «Концепцию перехода Российской Федерации к «зеленой» экономике и «План действий по переходу Российской Федерации к «зеленой» экономике;

создать Федеральный экологический совет как площадку для регулярных консультаций руководителей федеральных и региональных органов государственной власти с целью реализации скоординированной экологической политики.

4. Поручить Общественному совету при Минприроды России обеспечить мониторинг выполнения решений съезда с размещением соответствующей информации в сети Интернет.

5. Провести очередной Всероссийский съезд по охране окружающей среды в 2017 году.

Съезд просит Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и общественные организации рассмотреть настоящую резолюцию и принять соответствующие решения.

Съезд просит федеральные и региональные органы власти принимать безотлагательные меры по исполнению требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Съезд обращается к Правительству Российской Федерации с просьбой установить в г. Москве памятник выдающемуся ученому и мыслителю, основоположнику учения о биосфере В.И. Вернадскому в связи со 150-летним юбилеем.

Резолюция принята на заключительном пленарном заседании IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды 4 декабря 2013 года.  

 

Декларация

о внедрении принципов «зеленой» экономики в Российской Федерации

 

Анализ информации о состоянии окружающей среды показывает, что, несмотря на предпринимаемые государственными природоохранными органами, общественностью и бизнесом усилия, в Российской Федерации в течение последних десятилетий преобладает тенденция к ухудшению качества окружающей среды. Данная ситуация связана с длительным функционированием российской экономики в условиях принятия большинства экономических решений при игнорировании общепринятых в других странах экологических требований. В случае если в ближайшее время не будут приняты стратегические решения по корректировке курса экономического развития страны, Российская Федерация столкнется с рядом экономических, социальных и экологических вызовов, которые станут серьезным препятствием для успешного развития экономики и общества.

Предлагаемым решением данной проблемы является переход к «зеленой» экономике.

1.1. Что такое «”зеленая” экономика»?

«Зеленую» экономику можно определить как успешную экономику, обеспечивающую:

высокий уровень качества жизни населения, основанный на экономическом процветании и создании безопасной для здоровья окружающей среды;

высокие темпы развития отраслей, являющихся стратегическими для национальной экономики;

бережное и рациональное использование природных ресурсов в интересах будущих поколений;

выполнение страной международных экологических обязательств.

1.2. Обоснование необходимости перехода к «зеленой» экономике.

Во-первых, в течение ближайших 20 лет в Российской Федерации произойдет существенное обновление и развитие технологического оборудования и инфраструктуры, которые вызваны:

устареванием основных фондов до уровней, граничащих с угрозой нарушения требований технической безопасности;

необходимостью технологического перевооружения и запуска новых отраслей, без которых невозможно присутствие страны в перечне передовых мировых держав.

Для Российской Федерации появляется уникальная возможность создать новую технологическую базу и инфраструктуру, которые обеспечат эффективное использование ресурсов. В обратном случае, в отсутствие каких-либо действий, страна в скором времени столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентоспособной экономики.

Во-вторых, конкурентоспособность «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в не столь отдаленном будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками.

В-третьих, на сегодняшний день уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной экономической политики. Российская Федерация вступила в ВТО и планирует стать членом ОЭСР, что предполагает выполнение целого ряда требований, в том числе и экологических, а также экономическую конкуренцию со странами, которые уже внедрили и широко используют для выполнения этих требований принципы «зеленой» экономики.

В-четвертых, как показывает опыт других стран, преобразования в рамках «зеленой» экономики позволяют дополнительно увеличить валовой внутренний продукт, создать новые рабочие места, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг и обеспечить более здоровые и равноправные условия жизни для населения. 

1.3. Основными направлениями государственной политики по переходу к «зеленой» экономике должны стать:

1.3.1. Повышение ресурсной продуктивности экономики.

1.3.2. Ответственность за использование ресурсов.

Необходимо повысить ответственность на уровне Правительства Российской Федерации за мониторинг и контроль за потреблением ресурсов, что позволит более тщательно подходить к анализу влияния государственных решений (федеральных и региональных программ) на основные ресурсы (водные, земельные, энергетические или качество атмосферного воздуха).

1.3.3. Модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий.

Российская Федерация планирует проведение широкомасштабной технологической и инфраструктурной модернизации, что открывает возможности применения совершенно новых решений в экономике. Таковыми могут быть новые технологии, интегрированные системы с замкнутым циклом производства или инновационные подходы к производству электроэнергии.

1.3.4. Обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов.

Необходимо обеспечение справедливого ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей, так как такое субсидирование зачастую стимулирует неэффективное потребление.

1.3.5. Реализация в первую очередь рентабельных мероприятий.

Приоритет должен отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду.

1.3.6. Обеспечение внедрения передового международного опыта в области управления качеством окружающей среды.

1.3.7. Обучение населения и формирование экологической культуры.

Необходимо разработать и внедрить образовательные программы по рациональному использованию ресурсов и охране окружающей среды в системе образования и подготовки кадров, а также стимулировать распространение культуры бережного отношения к окружающей среде среди населения.

1.4. Трансферт технологий.

Одной из основных задач при переходе к «зеленой» экономике является проведение технологической модернизации базовых отраслей с учетом экологических требований и создание новых отраслей по производству оборудования и услуг, обеспечивающих выполнение этих требований. Решение этой задачи на должном уровне в современных условиях невозможно без адаптации и внедрения передового международного технологического опыта в области охраны окружающей среды. Для этого необходимо создать условия и обеспечить государственную поддержку трансферту технологий, отвечающих наиболее передовым экологическим требованиям, и технологий по производству природоохранного оборудования. Данный комплекс мер государственного регулирования и мероприятий, осуществляемых государственными органами, бизнес-сообществом, а также научными и общественными организациями, и должен стать обязательным элементом перехода к «зеленой» экономике.

1.5. Научно-методическое сопровождение.

Реализация таких достаточно масштабных экономических преобразований потребует значительных финансовых затрат и большого количества законодательных, нормативных и административных решений. Их подготовку, а также выбор оптимальных сценариев внедрения и оценку последствий реализации необходимо проводить с использованием методов системного анализа, экономического и геофизического моделирования, пространственного планирования. Выполнение данной части работ требует привлечения научно-методического потенциала академической и отраслевой науки. 

1.6. Потребность в новых кадрах, обучение населения и повышение осведомленности.

Для успешного перехода к «зеленой» экономике необходимы:

  • обеспечение достаточности кадровых ресурсов, навыков и знаний, включая обеспечение необходимого количества инженерно-технических кадров, а также управленческого персонала, прошедшего соответствующее обучение;
  • воспитание новой экологической культуры широкой общественности на основе сформированного среди населения ответственного сознания экономного отношения к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, привычки раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки.
  • Чтобы этого достичь, необходимо разработать программу со следующими основными модулями реализации:
  • обучение достаточного количества инженеров по вопросам охраны окружающей среды и производительности ресурсов;
  • производственное обучение технических специалистов, производителей сельскохозяйственной продукции, представителей органов управления;
  • полноценное включение тем, связанных с охраной окружающей среды, в учебный план начальных школ и дошкольных учреждений;
  • широкая коммуникационная кампания и образовательные программы.

 

 

1 - Данные Росстата.

2 - Данные Евростата.