Международный семинар "Менеджмент российских территорий Всемирного природного наследия"

Германия, о. Вилм, 11-17 августа 2003 г.

Организаторы: Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, Фонд "Охрана природного наследия", МСОП.

При поддержке министерства Германии по вопросам окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности и Академии охраны природы, о. Вилм.

Темы, предложенные к обсуждению, по которым экспертами были прочитаны лекции:

  • Реализация Конвенции по Всемирному наследию в России;
  • Обзор Конвенции в приложении к природным и смешанным территориям и культурным ландшафтам;
  • Всемирное наследие и система особо охраняемых территорий;
  • Подготовка менеджмент-планов для российских объектов Всемирного природного наследия (ВПН);
  • Состояние сохранности территорий Всемирного природного наследия: реактивный мониторинг;
  • Периодическая отчетность;
  • Роль МСОП в реализации Конвенции;
  • Польза Конвенции: опыт других стран;
  • Фандрайзинг и популяризация объектов Всемирного наследия, развитие альтернативных видов природопользования;
  • Всемирное наследие и Всемирный конгресс парков.

Работа семинара велась по трем основным направлениям:

  • Разработка варианта среднесрочной программы по Всемирному наследию (ВН), направленной на охрану природы и биоразнообразия: основные цели, результаты и действия. Поддержка программы Правительством РФ и администрацией субъектов федерации.
  • Использование процесса подготовки периодической отчетности о состоянии сохранности объектов Всемирного природного наследия в реализации данной программы: основные аспекты логистики и процедурные вопросы, которые необходимо принять во внимание.
  • Наиболее важные действия на два ближайших года, которые могут помочь менеджерам Российских объектов Всемирного природного наследия и их коллегам усилить эффективность управления объектами и эффективность применения Конвенции по Всемирному наследию.

По итогам работы сформированы следующие предложения:

Тема 1: вариант среднесрочной программы по Всемирному природному наследию в России

  • Разработка целевой федеральной программы поддержки территорий Всемирного природного наследия (разработка концепции выполнения Конвенции в природной ее части);
  • Внесение дополнений, определяющих правовой статус объектов Всемирного природного наследия, в законодательство РФ и в региональные законодательные акты;
  • Создание координационных советов территорий Всемирного природного наследия (особенно актуально для объектов, состоящих из нескольких ООПТ с различным статусом); организация и координация деятельности по применению Конвенции. На базе координационных советов в перспективе создание Ассоциации объектов Всемирного природного наследия РФ;
  • Разработка менеджмент-планов для российских объектов Всемирного природного наследия (особенно актуально для объектов, состоящих из нескольких ООПТ с различным статусом);
  • Организация системы оперативного мониторинга на территориях Всемирного природного наследия; разработка единой методики сбора, обработки и представления информации о состоянии сохранности территорий Всемирного природного наследия;
  • Развитие системы экологического просвещения (визит-центры, опорные пункты в школах, администрациях и т.д., экологические тропы, аншлаги, фото-стенды, плакаты и т.п.);
  • Популяризация территорий Всемирного природного наследия. Издательская деятельность, создание веб-сайтов объектов Всемирного природного наследия, отработка прямых каналов связи объектов Всемирного природного наследия с ЮНЕСКО;
  • Развитие экотуризма, разработка соответствующей инфраструктуры, определение предельно допустимой реакционной нагрузки;
  • Поиск финансирования целевой федеральной программы поддержки территорий Всемирного природного наследия;
  • Организация трастовых фондов международного и регионального уровня;
  • Предоставление прямой финансовой помощи объектам Всемирного природного наследия через систему грантов, соглашений и т.п. для выполнения конкретных срочных проектов;
  • Организация ежегодных тренинг-семинаров, рабочих встреч, программ обмена с зарубежными территориями Всемирного природного наследия и т.д.;
  • Организация работ по уточнению границ российских территорий Всемирного природного наследия;
  • Подготовка новых номинаций:

Тема 2: Периодическая отчетность и реактивный мониторинг

Процедура: Координирует работы по составлению периодической отчетности МПР РФ. Сбор информации идет по следующей схеме: МПР РФ - Региональные УПР – территории Всемирного природного наследия. Собранная информация передается в Фонд "Охрана природного наследия" для составления отчета по формату Центр всемирного наследия. После согласования с МПР РФ отчет передается в Центр всемирного наследия через Российский Комитет всемирного наследия и Постпредство РФ при ЮНЕСКО.

Сроки: Первая часть отчета передается в Центр всемирного наследия летом 2004 года; вторая часть – летом 2005 года.

Роль периодической отчетности:

  • Инвентаризация существующей ситуации по выполнению Конвенции
  • Инициация деятельности по выполнению Конвенции (совершенствование системы мониторинга, составление менджмент-планов, уточнение границ объектов Всемирного природного наследия и т.д., см. Пункт 1).
  • Менеджмент-планы: В процессе подготовки периодической отчетности составить менеджмент-план для одной из существующих территорий, который в дальнейшем послужит базовым форматом менджмент-планов для остальных территорий Всемирного природного наследия.

Реактивный мониторинг:

  • Усовершенствовать и упростить систему передачи информации в Центр всемирного наследия: запросы Центра в национальный Комитет всемирного наследия напрямую передаются ответственному лицу в МПР РФ (М.И. Москвина).
  • Считать нормальной ситуацию с предоставлением в Центр всемирного наследия альтернативной информации (научные, общественные организации и  т.д.) по реактивному мониторингу.

Тема 3: Первоочередные действия на ближайшие 2 года

  • Разработать концепцию выполнения Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия в РФ (в природной ее части) до конца 2003 г.
  • Переработать законодательство об ООПТ (нестыковки с земельным, лесным кодексами и т.д.). Внести дополнения, определяющие правовой статус объектов Всемирного природного наследия.
    Внести ясность с землями двойного назначения: как альтернатива для НП в составе Всемирного природного наследия профинансировать выкуп земель двойного подчинения в собственность НП. Закрепить законодательно фиксированную плату (по регионам) за посещение ООПТ (НП). Закрепить законодательно повышенные штрафные санкции за нарушение заповедного режима. Разработать четкий порядок организации охранных зон, режим и порядок управления.
  • Назначить ответственного сотрудника МПР РФ сопредседателем национального Комитета всемирного наследия РФ.
  • Решить под руководством МПР РФ вопрос с разработкой менеджмент-планов, в первую очередь систематизировать процесс. Разработать менеджмент-план для одной из территорий Всемирного природного наследия в процессе подготовки периодических отчетов в 2004-2005 гг.
  • Поиск финансирования на осуществление мероприятий, предусмотренных менеджмент-планом (гос. финансирование (НИОКР), UNDP, траст-фонды, краткосрочные гранты).
  • До конца 2003 г. подготовить и передать в Центр всемирного наследия заявочные листы для номинаций "Плато Путорана", "Магаданский заповедник", "Командорские острова". Передать до 1.02.2004 в Центр всемирного наследия пакет документов по номинации "Плато Путорана".
  • Популяризация территорий Всемирного природного наследия (публикации, аншлаги, веб-сайты и т.д.). Достигнута предварительная договоренность с Фондом Всемирного наследия на поддержку работ (в 2004 г.) по обустройству аншлагами ООПТ, входящих в состав объектов Всемирного природного наследия.
  • Организация обучающего семинара "Устойчивое развитие как основа сохранения территорий Всемирного природного наследия; менджмент-планы" (Апрель-май 2004, Куршская Коса). Обсуждается возможность поддержки данного семинара германским министерством по вопросам окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности.