Состояние сохранности объекта Всемирного наследия "Озеро Байкал" (Российская Федерация) (N 754)

Решение: 36 COM 7B.22

Комитет всемирного наследия,

  1. Рассмотрев документ WHC-12/36.COM/7B.Add,
  2. На основании решения 35 COM 7B.23, утвержденного на его 35-й сессии (ЮНЕСКО, 2011),
  3. Выражает серьезное беспокойство в связи с тем фактом, что функционирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) было продлено до 2015 г. без принятия необходимых мер по предотвращению сброса в озеро загрязняющих вод, и напоминает об обязательствах государства-стороны по разработке и внедрению системы замкнутого цикла водоснабжения к декабрю 2012 г., взятых на себя на 34-й сессии (Бразилиа, 2010).
  4. Настоятельно просит государство-сторону в случае, если не будет предоставлено необходимое финансирование внедрения системы замкнутого цикла водоснабжения к декабрю 2012 г., закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), и считает, что дальнейшее функционирование БЦБК без принятия соответствующих мер по устранению отрицательного влияния на окружающую среду может поставить под угрозу выдающуюся мировую ценность объекта в соответствии с параграфом 180 Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии;
  5. Одобряет усилия государства-стороны, связанные с созданием альтернатив социоэкономического развития г. Байкальск и его окрестностей, но также считает, что эффективность этих усилий будет ограничена до тех пор, пока не решен вопрос о влиянии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината на окружающую среду;
  6. Считает, что изменения в специальном законе о Байкале, разрешающие добычу минерального сырья внутри центральной экологической зоны Байкальской природной территории поставит под угрозу выдающуюся мировую ценность региона в соответствии с параграфом 180 Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии, а также подчеркивает свою позицию, что разработка недр несовместима со статусом объекта Всемирного природного наследия;
  7. Обращается с просьбой к государству-стороне о выполнении совместных рекомендаций совместной экспертной миссии Центра всемирного наследия и МСОП (2011 г.), в частности:

а) оказать поддержку БЦБК в срочном поиске финансирования для эффективного внедрения системы замкнутого цикла водоснабжения и убедиться в том, что полученные средства используются по назначению, а не для развития существующей производственной системы,

б) продолжить эффективное внедрение долгосрочных альтернативных сценариев развития г. Байкальск,

в) в рамках Специального закона о Байкале разработать комплексный план управления и планирования землепользования для данного объекта Всемирного наследия, в котором будут в полной мере учтены все предлагаемые проекты, включая проект по развитию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Бурятии; а также убедиться в том, что способ внедрения данных проектов совместим со статусом Выдающейся мировой ценности и условиям целостности региона. В данном комплексном плане должна быть учтена возможность снижения загрязняющего влияния на Байкал рек Ангара и Селенга;

  1. Выражает обеспокоенность в связи с прямым и косвенным влиянием создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» и просит государство-сторону предоставить в Центр всемирного наследия оценку влияния данной зоны на окружающую среду, включающую оценку возможного влияния на статус Выдающейся мировой ценности региона в соответствии с параграфом 172 Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии;
  2. Вновь выражает серьезное беспокойство в связи с Федеральным законом № 365-ФЗ, вступившим в силу 30.11.2011, который значительно снижает состояние сохранности заповедников, что может повлиять на выдающуюся мировую ценность объектов Всемирного наследия, расположенных на территории России, и повторно обращается к государству-стороне с просьбой принять меры в рамках действующего законодательства с целью обеспечения высокого уровня сохранности объектов Всемирного наследия, расположенных на данной территории, в соответствии с параграфом 15(f) Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии;
  3. Рекомендует адресовать все правовые вопросы, касающиеся природных объектов Российской Федерации (включающих особо охраняемые территории регионального и федерального значения) в национальную правовую систему по обеспечению защиты и управления объектами Всемирного природного наследия с целью выполнения обязательств государства-стороны Конвенции, а также обращается с просьбой к государству-стороне о проведении семинара, в ходе которого, при поддержке Центра Всемирного наследия и МСОП, будет разработана данная система;
  4. Просит государство-сторону до 1 февраля 2013 года представить в Центр всемирного наследия отчет о состоянии сохранности всех входящих в состав объекта особо охраняемых территорий, включая Забайкальский и Прибайкальский национальные парки, а также о выполнении вышеуказанных замечаний, для рассмотрения его на 37-й сессии Комитета всемирного наследия в 2013 г.; в случае отсутствия значительных улучшений, будет обсуждаться вопрос о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.