Документы Решения Комитета всемирного наследия Решения 37-й сессии (Пномпень, 16-27 июня 2013)


Западный Кавказ (Российская Федерация) (N 900)

Решение: 37 COM 7B.23

Комитет Всемирного наследия,

  1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B,
  2. Возвращаясь к решению 36 COM 7B.23, принятому на 36 сессии (Санкт-Петербург, 2012 г.),
  3. Выражает обеспокоенность в связи с изменениями в правовой защите объекта, которые допускают крупномасштабное строительство туристической инфраструктуры на плато Лагонаки в границах объекта и повторно обращается с просьбой к государству-стороне не вести строительство крупномасштабной горнолыжной или туристической инфраструктуры на территории объекта;
  4. Несмотря на повторное подтверждение государством-стороной своих обязательств по прекращению реализации новых проектов капитального строительства на территории объекта, которые могут повлиять на выдающуюся мировую ценность (ВМЦ) последнего, Комитет всемирного наследия полагает, что возведение подобной инфраструктуры на плато Лагонаки, а также на склонах гор Фишт и Оштен послужит причиной для включения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с параграфом 180 Оперативного руководства и предыдущими решениями Комитета;
  5. Отмечает заключение совместной мониторинговой миссии Центра Всемирного наследия и Международного союза охраны природы (МСОП) 2012 г. об усилении антропогенного воздействия на объект и настоятельно просит государство-сторону выполнить все её рекомендации, а именно:
    1. разработать комплексную стратегию развития экологически безопасных видов туризма и детальный план объекта с прилегающими к нему особо охраняемыми территориями, рассматривая в качестве приоритетных виды туризма с низким воздействием на окружающую среду и гарантируя, что предлагаемая туристическая и рекреационная инфраструктура не окажет влияния на выдающуюся мировую ценность объекта;
    2. обеспечить, чтобы в пределы компонентов биосферного полигона Кавказского природного заповедника, которые могут использоваться для строительства рекреационной инфраструктуры, не вошли территории, характеризующиеся высоким биоразнообразием и являющиеся ключевыми для выдающейся мировой ценности объекта, а также, чтобы на полигоне была запрещена деятельность, нарушающая целостность объекта;
    3. в срочном порядке уточнить границы северной буферной зоны Кавказского природного заповедника, которая входит в состав объекта, и восстановить правовую основу ее защиты;
    4. обеспечить проведение тщательной оценки потенциального воздействия любой инфраструктуры, возведение которой планируется на территории объекта, на выдающуюся мировую ценность последнего и в том, что отчет по ОВОС направлен в Центр всемирного наследия для изучения консультативными органами прежде, чем решение о строительстве будет принято, в соответствии с параграфом 172 Оперативного руководства;
    5. Завершить работу по определению точных границ всех компонентов объекта, установить функциональную буферную зону и передать обновленную карту объекта и его буферной зоны в Центр всемирного наследия;
    6. Обеспечить реализацию комплексного плана управления объектом посредством создания плана мероприятий и назначения органа, который будет осуществлять их координацию;
    7. Изменить положения о природных памятниках, которые входят в объект, таким образом, чтобы гарантировать запрет на лесозаготовки, в т.ч. санитарные рубки, строительство дорог, эстакад, линий электропередач и прочей коммуникационной инфраструктуры, а также запрет на развитие проектов капитального строительства для рекреационного использования;
    8. Прекратить все работы по строительству и/или расширению зданий и сооружений в верхней части долины реки Мзымта в границах объекта и повысить уровень правовой защиты означенной территории;
  6. Принимает к сведению намерение государства-стороны внести предложение об изменении границ посредством выведения из состава объекта участков плато Лагонаки, состояние которых ухудшилось, согласно сообщениям, и их замены другими участками, и напоминает о том, что подобного рода предложение должно быть чётко обосновано с точки зрения выдающейся мировой ценности, являющейся основанием для включения объекта в Список, опираться на достоверную научную информацию и быть представлено в качестве новой номинации в соответствии с параграфом 165 Оперативного руководства;
  7. Также обращается с просьбой к государству-стороне представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности объекта и реализации перечисленных положений не позднее 1 февраля 2014 г. для его рассмотрения Комитетом всемирного наследия на 38-й сессии в 2014 г.