Решение: 36 COM 7B.25
Комитет всемирного наследия,
- Рассмотрев документ WHC-12/36.COM/7B.Add,
- На основании решений 35 COM 7B.26, 33 COM 7B.27 и 32 COM 7B.22, утвержденных на его 35-й (ЮНЕСКО, 2011), 33-й (Севилья, 2009) и 32-й (Квебек, 2008) сессиях, соответственно,
- Принимает к сведению заключение экспертной миссии Центра всемирного наследия/МСОП 2012, согласно которой объект по-прежнему обладает выдающейся мировой ценностью, и одобряет усилия, направленные на выполнение рекомендаций экспертной миссии 2007 г.;
- Также принимает к сведению подтверждение государством-стороной того, что официальное решение о проекте строительства магистрального газопровода через территорию объекта "Золотые горы Алтая" до сих пор принято не было, и что данное решение будет основано на оценке влияния на окружающую среду в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Выражает крайнюю степень обеспокоенности в связи с тем, что, несмотря на подтверждение государством-стороной того факта, что официальное решение о строительстве газопровода принято не было, компания «Газпром» осуществляет подготовительные работы по проектированию маршрута будущего газопровода, который включает в себя часть территории, являющейся объектом мирового наследия, что противоречит природоохранному законодательству Российской Федерации;
- Напоминает, что принятие любого решения, подразумевающего продолжение реализации проекта строительства магистрального газопровода через территорию объекта «Золотые горы Алтая», будет представлять опасность для выдающейся мировой ценности объекта и создаст предпосылки, достаточные для перевода «Золотых гор Алтая» в Список объектов, находящихся под угрозой;
- Настоятельно просит государство-сторону принять однозначное решение и запретить строительство магистрального газопровода через территорию объекта «Золотые горы Алтая» в соответствии с Решением 33 COM 7B.27, гарантировать запрет на проведение подготовительных работ на территории объекта, а также убедиться в том, что компания «Газпром» рассмотрит альтернативные маршруты;
- Кроме того, настоятельно просит государство-сторону в обязательном порядке предоставить отчет о любых проектах развития инфраструктуры в пределах территории объекта или на соседних территориях, которое может повлиять на выдающуюся мировую ценность объекта, в соответствии с параграфом 172 Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии;
- Призывает государство-сторону продолжать выполнение рекомендаций экспертной миссии 2007, с учетом дополнительных рекомендаций 2012 г., а именно:
а) Гарантировать внедрение комплексной стратегии управления объектом на 2009–2015 гг.;
б) Улучшить качество управления природными парками «Зона покоя Укок» и «Белуха» в плане кадрового обеспечения и финансирования;
в) Гарантировать тот факт, что работающим в природных парках инспекторам будет предоставлено юридическое право, необходимое для осуществления охранной деятельности (для чего будут сделаны соответствующие распоряжения на уровне законодательства Республики Алтай);
г) Провести оценку влияния выпаса домашнего скота на биоразнообразие в случае традиционного использования зоны покоя Укок и выработать стратегию по устойчивому использованию природных ресурсов на традиционно используемых территориях в пределах объекта при сотрудничестве с местным населением данного региона;
д) Выработать общую стратегию развития устойчивого туризма на территории объекта, которая будет основой разработки стратегии развития устойчивого туризма на уровне Республики Алтай;
е) Усилить межграничное сотрудничество с Монголией и Китаем на основании полученного опыта сотрудничества с Казахстаном;
ж) Усилить сотрудничество с гражданским обществом, особенно с местным населением, частично использовать существующий опыт в управлении объектом;
з) Оценить культурное значение объекта с целью включения его в Список объектов всемирного наследия по культурным критериям;
- Рекомендует государству-стороне продолжать расширение территории объекта, включая ключевые участки на территории Республики Алтай, Монголии, Китая и Казахстана;
- Также выражает крайнюю степень обеспокоенности Федеральным законом № 365-ФЗ, вступившим в силу 30.11.2011, который значительно снижает состояние сохранности заповедников, что может повлиять на выдающуюся мировую ценность объектов Всемирного наследия, расположенных на территории России, и повторно обращается к государству-стороне с просьбой принять меры в рамках действующего законодательства с целью обеспечения высокого уровня сохранности объектов Всемирного наследия, расположенных на данной территории, в соответствии с параграфом 15(f) Руководства по выполнению Конвенции о всемирном наследии;
- Кроме того, рекомендует адресовать все правовые вопросы, касающиеся природных объектов Российской Федерации (включающих особо охраняемые территории регионального и федерального значения) в национальную правовую систему по обеспечению защиты и управления объектами Всемирного природного наследия с целью выполнения обязательств государства-стороны Конвенции, а также обращается с просьбой к государству-стороне о проведении семинара, в ходе которого, при поддержке Центра Всемирного наследия и МСОП, будет разработана данная система;
- Просит государство-сторону предоставить в Центр всемирного наследия до 1 февраля 2013 г. отчет о состоянии сохранности объекта, включающий текущее состояние проекта строительства магистрального газопровода, об оценке воздействия на окружающую среду, а также о выполнении рекомендаций экспертной миссии 2012 г., для рассмотрения на 37-й сессии Комитета всемирного наследия в 2013 г.