О фонде Семинары и конференции


Международная конференция "Всемирное природное наследие в России. 10 лет российско-германского сотрудничества"

Россия, Иркутск, Институт географии им. В.Б. Сочавы, СО РАН, 19-22 августа 2006 г.

Организаторы: Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Фонд "Охрана природного наследия", МСОП - Всемирный союз охраны природы, Сибирское отделение Российской академии наук, Министерство природных ресурсов РФ, ЮНЕСКО.

При поддержке: Федерального ведомства по охране природы Германии на средства Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии.

В работе Международной конференции приняли участие представители Российской Академии наук, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии, Федерального ведомства по охране природы Германии, научных и образовательных учреждений, общественных экологических организаций Германии, России и Монголии, ведущих работу в рамках Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, ООПТ, входящих в состав объектов Всемирного наследия, администрации Иркутской области и Правительства Республики Бурятия. Всего в работе конференции участвовало более 90 человек.

Исходя из опыта, накопленного в результате десятилетнего российско-германского сотрудничества в рамках Конвенции о Всемирном наследии и учитывая трудности, возникающие в связи с реализацией Конвенции Российской Федерацией, участники конференции "Всемирное природное наследие в России. 10 лет российско-германского сотрудничества" разработали следующие предложения и рекомендации:

1. Рекомендации для международных организаций

  • уточнить перечень запрещенных видов хозяйственной деятельности в рамках Конвенции о Всемирном наследии;
  • разработать и утвердить международный модельный нормативный акт в отношении объектов Всемирного наследия;
  • подготовить и провести международную конференцию по проблемам объектов Всемирного природного наследия;
  • выйти с предложением в секретариат ООН объявить один из годов международного десятилетия "Вода для жизни" - Международным годом Озера Байкал;
  • создать международную рабочую группу по разработке программы образования для устойчивого развития Байкальской природной территории;
  • рассмотреть вопрос о создании международного фонда образования для устойчивого развития объекта "Озеро Байкал".

2. Предложения для среднесрочной программы мероприятий по реализации Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия Российской Федерацией

  • разработать и принять Федеральный закон РФ "Об объектах Всемирного природного наследия";
  • внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части уточнения понятия "территория, подлежащая особой охране" и взаимосвязи статусов таких территорий и ООПТ;
  • усовершенствовать российское законодательство по экологической экспертизе;
  • усовершенствовать российское законодательство по страхованию экологического риска на территориях Всемирного природного наследия;
  • доработать правоустанавливающие документы природных парков, входящих в состав объектов Всемирного природного наследия;
  • создать координационные советы объектов Всемирного природного наследия. На базе координационных советов в перспективе - создать Ассоциации объектов Всемирного природного наследия РФ;
  • сформировать предварительный перечень объектов природного наследия, рекомендуемых РФ для включения в Список всемирного наследия;
  • организовать систему оперативного мониторинга на территориях Всемирного природного наследия. Информировать Центр всемирного наследия о состоянии сохранности российских объектов Всемирного природного наследия;
  • разработать планы управления для объектов Всемирного природного наследия;
  • увеличить бюджетное финансирование природоохранных мероприятий на ООПТ в границах объектов Всемирного природного наследия;
  • разработать механизмы внебюджетного финансирования территорий Всемирного природного наследия (участие в "Программе партнерства" Центра всемирного наследия. Предоставление прямой финансовой помощи объектам Всемирного природного наследия через систему грантов, соглашений и т.п. для выполнения конкретных срочных проектов. Привлечение внимания и интереса регионального бизнеса и администрации к решению проблем территорий Всемирного природного наследия);
  • обеспечить развитие альтернативного природопользования на территориях Всемирного природного наследия: экологического туризма, традиционных народных промыслов и т.п. Способствовать внедрению малозатратных механизмов роста занятости и доходов местного населения в экологически ориентированной деятельности на территориях Всемирного природного наследия;
  • разработать стратегию экологического туризма для объектов Всемирного природного наследия;
  • обеспечить информационную поддержку территорий Всемирного природного наследия (издание информационного бюллетеня, перевод и распространение специальной литературы, разработка веб-сайтов объектов Всемирного природного наследия и т.п.);
  • продолжить проведение ежегодных обучающих семинаров, рабочих встреч, программ обмена опытом со специалистами зарубежных территорий Всемирного природного наследия. Поддержать инициативу взаимодействия "территорий Всемирного природного наследия - побратимов";
  • обеспечить организационно-хозяйственную поддержку объектов Всемирного природного наследия, включая маркировку границ, а также решение вопросов собственности на землю;
  • описать и нанести границы объектов Всемирного природного наследия на соответствующую топографическую основу в соответствии с требованиями новой формы ЮНЕСКО для подготовки номинаций;
  • Подготовить номинации природных объектов, включенных в Предварительный перечень Российской Федерации: "Магаданский заповедник" и "Командорские острова", а также трансграничных объектов "Зеленый пояс Фенноскандии" (Россия-Финляндия-Норвегия) и "Степи Даурии" (Россия-Монголия-Китай).

3. Рекомендации в отношении объекта Всемирного природного наследия "Озеро Байкал"

  • ускорить утверждение границ экологических зон Байкальской природной территории, рассмотреть и утвердить нормативы допустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал в соответствии с существующим законодательством;
  • создать Правительственную Байкальскую комиссию по координации всей деятельности, связанной с реализацией Федерального Закона "Об охране озера Байкал";
  • создать механизм учета дополнительных затрат в бюджетах субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах БПТ и связанных с установленными экологическими ограничениями;
  • обеспечить модернизацию и техническое перевооружение системы государственного мониторинга на Байкале;
  • разработать современную схему обращения с отходами производства и потребления на озере Байкал и БПТ, а также решить вопросы правового и технического обеспечения ее выполнения;
  • подготовить предложения для Правительства РФ по созданию механизмов экологически ориентированного планирования развития территории, включая специальные требования к градостроительным планам населенных пунктов, расположенных на побережье озера Байкал, а также по установлению водоохранных зон водных объектов;
  • осуществить перепрофилирование Байкальского ЦБК;
  • разработать комплексную схему развития Байкальской природной территории;
  • подготовить и реализовать модельный проект "Озеро Байкал - объект Всемирного природного наследия".

Заключение

Российская Федерация имеет одну из лучших в мире систему строго охраняемых природных территорий (заповедники), которая может стать моделью для других стран. Российские объекты Всемирного природного наследия основываются на этой системе и являются национальными и международными "флагманами" охраны природы.

Система управления объектами Всемирного природного наследия, представляющими собой территории выдающегося значения, может являться важным инструментом обеспечения устойчивого развития. Данные объекты, однако, нуждаются в более сильной политической поддержке.

Настоящие и все более возрастающие конфликты в связи с экономическим развитием регионов, где расположены объекты Всемирного наследия, требуют разработки системы эффективного управления с целью обеспечения долгосрочной охраны объектов Всемирного природного наследия. При этом в данный процесс необходимо интегрировать усилия представителей науки, администрации и местного населения.

Сотрудничество между Германией и Россией за последние годы существенным образом способствовало дальнейшему развитию системы российских объектов Всемирного природного наследия и разработке успешных подходов для решения проблем на различных уровнях.

Участники конференции особо отмечают существенные достижения всех специалистов, активно участвовавших в десятилетнем сотрудничестве, выражают им свою признательность за проделанную работу и приветствуют продолжение работы в данном направлении.

Участники конференции выражают надежду на то, что разработанные предложения будут рассмотрены на предстоящих заседаниях российско-германской рабочей группы "Охрана природы и биологическое разнообразие".