Документы Информационные материалы


Роль Конвенции об охране всемирного наследия в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия России

А.А. Буторин, Фонд «Охрана природного наследия»/Институт географии РАН

 

Роль Конвенции об охране всемирного наследия в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия России

(доклад на IV Всероссийском съезде по охране окружающей среды, Москва, 2-4.12.2013)

 

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Конвенция), принятая 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года, является наиболее действенной и представительной среди природоохранных конвенций и программ.

Основная цель Конвенции – объединение усилий международного сообщества для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.

В 2013 г. количество государств-сторон Конвенции достигло 190. Список всемирного наследия (Список) весьма представителен как по разнообразию регионов планеты, так и по количеству объектов: он включает 193 природных, 759 культурных и 29 природно-культурных объектов из 160 стран мира. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные шедевры природы, как Большой Барьерный риф, Галапагосские и Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, водопады Виктория и Игуасу.

Четыре критерия, применяемые при отборе природных объектов для их включения в Список всемирного наследия, полностью отвечают идее сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

 

Россия представлена в Списке 15 культурными и 10 природными объектами. По количеству природных объектов Россия занимает четвертое место в мире вслед за Австралией, Америкой и Китаем. При этом три российских природных объекта входят в десятку самых крупных в мире, а два объекта включены в Список в соответствии со всеми природными критериями. Суммарная площадь российских объектов Всемирного природного наследия (ВПН) составляет более 23,7 млн. га, что сопоставимо, например, с площадью Великобритании.

В настоящее время статус объекта ВПН в России имеют:

-      Девственные леса Коми (3,28 млн. га; критерии vii, ix);

-      Озеро Байкал (8,8 млн. га; критерии vii, viii, ix, x);

-      Вулканы Камчатки (3,995 млн. га; критерии vii, viii, ix, x);

-      Золотые горы Алтая (1,51 млн. га; критерий x);

-      Западный Кавказ (0,3 млн. га; критерии ix, x);

-      Центральный Сихотэ-Алинь (0,395 млн. га; критерий x);

-      Убсунурская котловина (совместно с Монголией, 0,883 млн. га; критерии ix, x);

-      Остров Врангеля (2,226 млн. га; критерии ix, x);

-      Плато Путорана (1,887 млн. га; критерии vii, ix);

-      Ленские столбы (1,272 млн. га; критерий viii).

В состав российских объектов ВПН входят только те территории, которые имеют статус природоохранных на федеральном или региональном уровне: 12 государственных природных заповедников, 5 государственных природных национальных парков, 4 заказника федерального значения, 8 региональных природных парков, 3 региональных памятника природы.

В 2000 году Комитетом всемирного наследия было принято решение об обязательном представлении Предварительных списков природных объектов от государств-сторон Конвенции. Для формирования Предварительного списка Российской Федерации Минприроды России были предложены следующие природные объекты, номинации которых находятся в стадии подготовки: Заповедник Магаданский; Степи Даурии; Командорские острова; Большое Васюганское болото; Красноярские столбы; Ильменские горы; Долина реки Бикин; Башкирский Урал. Выбор указанных объектов осуществлен на основании анализа их природной значимости, проведенного научными и общественными организациями, и одобрен Минприроды России. Для всех указанных территорий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в Минприроды России направлены предложения об их включении в Список.

По предварительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Список перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и МСОП по бореальным лесам, а также в результате проведенного МСОП анализа: Дельта Волги; Дельта Лены; Зеленый пояс Фенноскандии; Курильские острова; Валдай – великий водораздел; Западный Саян; Центральносибирский заповедник.

Содействие сохранению биологического и ландшафтного разнообразия

Конвенция накладывает жесткие ограничения на хозяйственное использование территорий, включенных в Список, - запрещена любая деятельность, несущая угрозу выдающейся мировой ценности объектов ВПН. Конвенцией предусмотрены различные механизмы мониторинга и контроля состояния сохранности объектов ВПН. В частности, реагирующий мониторинг, включающий запросы Комитета ВН, экспертные полевые миссии Центра ВН/МСОП и ежегодную отчетность РФ, в разные годы был направлен на изучение существующих и планируемых хозяйственных проектов, и их возможной угрозы выдающейся мировой ценности ряда объектов ВПН (Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Остров Врангеля). Необходимость выполнения обязательств в рамках Конвенции, внимание международных экспертов и мировой общественности способствовали предотвращению ряда проектов, опасных для российских природных объектов Всемирного наследия. Показательны примеры территорий Озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, где целый ряд природоохранных действий был стимулирован, в том числе, и необходимостью регламентации хозяйственной деятельности на объекте Всемирного наследия.

Неоднократно в период работ по подготовке номинаций природных объектов местной администрацией принимались решения о расширении существующих и о создании новых ООПТ. Так, в период работ над номинацией «Башкирский Урал», был учрежден энтомологический заказник «Алтын солок» площадью 93580 га. В процессе подготовки номинации «Западный Кавказ», в Республике Адыгея были созданы 4 ООПТ общей площадью 12869 га. Подготовка номинации «Центральный Сихотэ-Алинь» способствовала созданию ландшафтного заказника «Верхнебекинский» площадью 746482 га и подготовке документации для создания национального парка «Удэгейская легенда».

В целях популяризации российских территорий всемирного наследия издана разнообразная печатная продукция (фотоальбомы, календари, буклеты и т.д.). Подготовлена серия видеофильмов, информация об объектах ВПН размещена на многочисленных интернет-сайтах, в том числе, на сайтах профильных структур ЮНЕСКО.

Менеджеры российских ООПТ, входящих в состав объектов Всемирного наследия, в 2003-2006 гг. неоднократно принимали участие в международных обучающих семинарах и рабочих встречах по повышению эффективности применения Конвенции, организованных Фондом «Охрана природного наследия».

Международные экспедиции по подготовке номинаций, визиты экспертов ЮНЕСКО и МСОП, торжественная процедура вручения сертификата объекта Всемирного наследия, популяризация территорий, номинированных в Список и т.п., - эти события, безусловно, повышают привлекательность ООПТ, получивших статус объекта Всемирного наследия, для местной администрации и бизнеса. В ряде случаев это воплощалось в конкретную финансовую и техническую поддержку.

Реализованы и выполняются в настоящее время ряд крупных проектов ПРООН/ГЭФ, направленных на поддержку объектов ВПН:

«Сохранение биоразнообразия в четырех ООПТ полуострова Камчатка – демонстрация устойчивого подхода». 

«Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона».

«Сохранение биоразнообразия первичных лесов в верховьях р. Печора».

В период 2006-2010 гг. Фондом «Охрана природного наследия» привлечены и направлены в помощь российским ООПТ, имеющим статус Всемирного наследия и претендующим на него, более 250 000 долларов США для выполнения конкретных срочных проектов. Основными донорами выступили Комиссия Европейских Сообществ, норвежское Управление природопользования, ПРООН/ГЭФ, посольство Королевства Нидерландов в Москве, европейский фонд природного наследия Euronatur, немецкий Фонд Всемирного наследия.

Очевидно, что международное сообщество и в дальнейшем будет оказывать первоочередную помощь и всестороннюю поддержку тем территориям, которые были определены им как наиболее значимые для охраны природы и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

 

Выводы и рекомендации

Несмотря на приведенные положительные примеры, статус объекта Всемирного наследия в России используется не в полной мере, а Конвенция воспринимается крайне однобоко и применяется неэффективно. Основными причинами этого являются:

-          отсутствие должного государственного внимания к тематике Всемирного природного наследия, недооценка потенциала Конвенции;

-          отсутствие четкой координации деятельности по выполнению Конвенции;

-          отсутствие необходимой информации о Конвенции и о текущей деятельности РФ в рамках Конвенции;

-          отсутствие демонстрации позитивного зарубежного опыта по развитию альтернативного природопользования на объектах ВПН;

-          крайняя недостаточность пропаганды и популяризации российских объектов Всемирного наследия. Это является серьезной проблемой, не позволяющей грамотно применять Конвенцию, а также в полной мере использовать огромный потенциал статуса объекта ВПН.

По целому ряду причин до настоящего времени статус объекта Всемирного природного наследия в России использовался практически с единственной целью – привлечь международные правовые инструменты для предотвращения хозяйственного воздействия как на сами участки ВПН, так и на прилегающие территории. Такой однобокий подход к применению Конвенции не мог не спровоцировать конфликтные ситуации с хозяйствующими субъектами, территориальными органами административного управления, что, в свою очередь, привело к формированию искаженного восприятия Конвенции.

Статус объекта ВПН является не запретительным механизмом, а альтернативой развития и способствует получению целого ряда преимуществ, как в природоохранном контексте, так и в плане всесторонней поддержки территорий, включенных в Список.

Основные преимущества статуса объекта ВПН можно свести к следующему краткому перечню:

  • повышение престижа Государства, территорий ВПН и управляющих ими учреждений;
  • дополнительные гарантии сохранности и целостности. Мониторинг и контроль;
  • развитие альтернативного природопользования (экологического туризма, традиционных промыслов и т.п.) и активизация местного социально-экономического развития;
  • приоритетность в привлечении финансов для всесторонней поддержки территорий.

 

Хотел бы сделать особый акцент на следующие положения, незаслуженно обойденные вниманием работающих в рамках Конвенции специалистов и СМИ:

-          тот факт, что Россия на протяжении многих лет добровольно делает щедрые вклады в общую «копилку человечества», положительно влияет на имидж страны и способствует росту национального самосознания. Общая площадь Всемирного природного наследия в России (более 23,7 млн. га) превышает площадь многих крупных европейских государств, - этот факт необходимо сделать достоянием широкой общественности;

-          не преобразованные хозяйственной деятельностью человека, существенные площади российских объектов всемирного природного наследия являются бесценным стратегическим природным резервом, расположенным на территории России.     

Для эффективного решения природоохранных проблем необходимо существенным образом изменить отношение к окружающей среде у различных слоев современного российского общества. Популяризация и «продвижение» российских ООПТ в целом и территорий Всемирного природного наследия – участков природы, признанных уникальными в мировом масштабе, должны сыграть важную роль в решении такой задачи как формирование чувства национальной гордости. Именно таким образом будет наиболее эффективно обеспечено бережное отношение к природному наследию России, и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Говоря о дальнейшей судьбе территорий ВПН, необходимо принимать во внимание, что краткосрочный экономический эффект от развития ряда хозяйственных проектов может быть значительно выше, чем от развития народных промыслов, экологического туризма или участия в Программе партнерства для всемирного наследия. Однако, оценивая долгосрочную перспективу, картина может оказаться прямо противоположной. К тому же в подавляющем большинстве случаев промышленного освоения территория теряет целый ряд своих ценных качеств, что делает ее непригодной для использования в рекреационных, научных, воспитательных и природоохранных целях.

Целесообразно осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование выполнения РФ Конвенции об охране всемирного наследия и сохранение и поддержку конкретных объектов ВПН (предложения разработаны еще в 2003-2005 гг. менеджерами российских объектов ВПН в ходе серии обучающих семинаров):

-          разработать концепцию и целевую федеральную программу выполнения Конвенции об охране всемирного наследия в природной ее части;

-          внести дополнения, определяющие правовой статус объектов ВПН, в законодательство РФ и в региональные законодательные акты;

-          создать координационные советы объектов ВПН (особенно актуально для объектов, состоящих из нескольких ООПТ). На базе координационных советов в перспективе учредить Ассоциацию объектов ВПН РФ;

-          организовать активную популяризацию и пропаганду российских объектов всемирного наследия как щедрого вклада России в общую «копилку человечества» и бесценный стратегический природный резерв. Использовать статус объектов ВПН для формирования чувства национальной гордости;

-          обеспечить информационную поддержку территориям ВПН (обустройство территорий специальными щитами и аншлагами, издание информационного бюллетеня, перевод и распространение специальной литературы, разработка веб-сайтов объектов ВПН и т.п.);

-          содействовать проведению обучающих семинаров, рабочих встреч, программ обмена опытом со специалистами зарубежных территорий ВПН. Инициировать программу взаимодействия «Территории ВПН – побратимы»;

-          содействовать развитию альтернативного природопользования на территориях ВПН: экологического туризма, традиционных народных промыслов и т.п.;

-          организовать поиск альтернативного финансирования территорий ВПН. Наладить контакт с бизнесом в рамках «Программы партнерства» Центра ВН ЮНЕСКО. Содействовать предоставлению прямой финансовой помощи объектам ВПН через систему грантов, соглашений и т.п. для выполнения конкретных срочных проектов;

-          инициировать организацию тематических обучающих семинаров и рабочих встреч для специалистов стран СНГ, работающих в рамках Конвенции;

-          провести научные исследования для выявления природных объектов РФ, потенциальных к включению в Список всемирного наследия;

-          подготовить номинации (научные обоснования выдающейся мировой ценности) для наиболее перспективных к включению в Список объектов;

-          провести ретроспективную инвентаризацию объектов ВПН и разработать формулировки «Выдающейся мировой ценности» для объектов, включенных в Список до 2005 г.;

-          провести анализ существующих и потенциальных конфликтов между природоохранными и социально-экономическими приоритетами в границах объектов ВПН. Разработать методологию их разрешения.